ФЭНДОМ

Ошибка Pentium FDIV — это ошибка в модуле операций с плавающей запятой в оригинальных процессорах Pentium, выпускавшихся фирмой Intel в 1994 году. Ошибка выражалась в том, что при проведении деления над числами с плавающей запятой при помощи команды процессора FDIV в некоторых случаях результат мог быть некорректным.

Данная ошибка была впервые обнаружена и опубликована профессором Линчбургского колледжа Томасом Найсли в октябре 1994 года[1].

Согласно заявлению Intel причиной проблемы послужили неточности в таблице поиска, используемой при проведении операции деления[2].

Как оказалось, в Intel знали об этой проблеме, но молчали. К тому же в Intel считали, что поскольку этот дефект существенен лишь для узкого круга пользователей (математиков и других ученых), то пользователи, которые хотят заменить процессор, должны обратиться в компанию и доказать, что именно им эта замена необходима.

Стремление производителя утаить проблему и реакция на её обнаружение вызвали недовольство потребителей и обширную критику в СМИ, в том числе жесткий репортаж CNN. В результате компания изменила позицию и объявила, что будет свободно обменивать дефектные процессоры всем желающим. Энди Гроув принес публичные извинения. История стоила Intel более половины прибыли за последний квартал 1994 г. — $475 млнШаблон:Sfn.

Воспроизведение ошибки Править

Воспроизвести ошибку можно самостоятельно в приложениях, которые используют математический сопроцессор при работе с числами с плавающей запятой.

4195835.0/3145727.0 = 1.333 820 449 136 241 002 (Правильное значение)

4195835.0/3145727.0 = 1.333 739 068 902 037 589 (Ошибочное значение, возвращаемое процессором, содержащим дефект)

Более наглядный способ воспроизведения:

4195835*3145727/3145727 = 4195835 (При умножении и делении на одно и то же число получаем исходное число)

4195835*3145727/3145727 = 4195579 (Ошибочное значение, возвращаемое процессором, содержащим дефект)

Методы защиты Править

  • В компиляторе Delphi предусмотрена опция Pentium Safe FDIV, заставляющая компилятор вместо использования ассемблерной команды FDIV в коде программы, применять вызов специальной процедуры, которая при первом вызове производит проверку наличия ошибки, и в зависимости от результата при этом и последующих вызовах, либо выполняет простой FDIV, либо производит коррекцию результата.
  • В компиляторе Visual Basic предусмотрена проверка наличия данной ошибки, которая включена по умолчанию. Однако она отключается специальной опцией компилятора — Remove Safe Pentium™ FDIV Checks. В случае её включения, компилятор не генерирует дополнительный код, и в некоторых случаях скорость вычислений возрастает.

Ссылки Править

Литература Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики