ФЭНДОМ

Файл:Motherboard diagram ru.svg

Северный мост (Шаблон:Lang-en) — контроллер (чип), являющийся одним из элементов чипсета материнской (системной) платы и отвечающий за работу процессора (CPU) с ОЗУ (оперативной памятью, RAM) и видеоадаптером.

Описание Править

От параметров северного моста (тип, частота, пропускная способность) зависят параметры подключённых к нему устройств:

  • параметры системной шины (и, косвенно, параметры процессора, а соответственно, степень, до которой компьютер может быть «разогнан»);
  • параметры оперативной памяти (тип (SDRAM, DDR или др.), максимальный объём);
  • параметры видеоадаптера.

Во многих случаях по параметрам северного моста также выбирают шины (PCI, PCI Express и др.), позволяющие расширить возможности компьютера.

Северный мост соединён с материнской платой через согласующий интерфейс и южный мост.

Обычно северный мост (чип) оснащён радиатором для пассивного охлаждения. Если при усложнении внутренней схемы чипа технологии производства не позволяют скомпенсировать возрастающее тепловыделение, помимо радиатора используется вентилятор или другая система охлаждения.

Происхождение названия Править

Контроллер назван «северным» благодаря («географическому») расположению в верхней части системной (материнской) платы, расположен обычно под процессором и представляет собой квадратный или прямоугольный микрочип.

Эволюция Править

Общее направление в дизайне процессоров шло к реализации все большего количества функций меньшим набором компонентов. Это позволяло снижать общую стоимость материнских плат и улучшало производительность. Так, контроллер памяти, отвечавший за общение ЦПУ с оперативной памятью, был перемещен на кристал процессора в процессорах AMD начиная с AMD64 (2004 г.), и в процессорах Intel начиная с архитектуры Nehalem (ноябрь 2008 г.) Благодаря переносу северного моста внутрь процессора уменьшились задержки при обращении процессора к памяти, а также количество активных компонентов системной (материнской) платы, из-за чего упростилось её проектирование.

В микроахритектуре Intel Sandy Bridge (2011 г.) северный мост был полностью заменен "системным агентом" (system agent), который фактически выполнял все функции северного моста и при этом был интегрирован в кристал процессора, находясь на одной подложке вместе с ядрами процессора, контроллером памяти и графическим процессором. Эта схема впервые была использована в микроархитектуре Westmere (2010 г.) и получила дальнейшее развитие в Sandy Bridge.

Известные северные мосты Править

Файл:I815EP.png

См. также Править

Примечания Править

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики