ФЭНДОМ

В компьютерной архитектуре — 16-разрядные целые числа, адреса памяти, или другие типы данных размером 16 бит (2 октета). Шестнадцатибитные ЦПУ и АЛУ — архитектуры, основанные на регистрах и шинах данного размера. 16-бит — также название поколения компьютеров, когда шестнадцатибитные процессоры были стандартны. Разрядность микропроцессора определяется только разрядностью внутренних основных регистров микропроцессора и способностью производить операции над ними. Разрядность адресации памяти и разрядность шины на разрядность процессора не влияют (так и обратной зависимости не существует). Так, например, шестнадцатибитные системы могут адресовать до 16 МБ ОЗУ при наличии 24-битной шины памяти, как, например, Intel 80286. При этом существуют примеры шестнадцатибитных микропроцессоров, адресующих гораздо больший размер памяти. В то же время существуют шестнадцатиразрядные микропроцессоры, которые адресуют гораздо меньший объём памяти (меньше 1 КБ) или даже вообще не умеют работать с внешней памятью.

Шестнадцатибитная архитектура Править

HP BPC, представленный в 1975 году, был первым 16-битным микропроцессором в мире. Примеры известных 16-битных процессоров: DEC F11, J11, T11, Intel 8086, 80286, WDC 65C816, Texas Instruments TMS9900, Zilog Z8000. Intel 8088 был программно-совместим с Intel 8086, и имел 16-битные инструкции, хотя его внешняя шина была 8-битная.

16-разрядное целое может хранить 2^{16} (или 65 536) уникальных значений. В беззнаковом представлении это значения целых чисел от 0 до 65 535; с использованием «дополнения до двух» диапазон возможных значений: от −32 768 до 32 767. Таким образом, процессоры с 16-разрядной адресацией памяти могут получить прямой доступ 64 KB адресуемой памяти.

16-битные процессоры были почти полностью вытеснены в индустрии персональных компьютеров, но по-прежнему используется в самых разнообразных встраиваемых приложениях. Например, 16-битный процессор XAP используется во многих ASIC.

Список 16-битных процессоров Править

Шаблон:Expand list

См. также Править

Шаблон:Comp-hardware-stub

Шаблон:Технологии CPU

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики