ФЭНДОМ

Файл:3D XPoint.png

3D XPoint (читается «Шаблон:Lang-en2» — «трёхмерное пересечение»[1]) — технология энергонезависимой памяти, анонсированная корпорациями Intel и Micron в июле 2015 года. Устройства компании Intel, использующие данную технологию, будут использовать торговую марку Optane, а Micron — QuantX.

Подробная информация об использованных материалах и физических принципах по состоянию на конец 2016 года не разглашалась. Для записи информации в ячейках памяти используется изменение сопротивления материала. Ячейки, предположительно вместе с неким селектором, расположены на пересечении перпендикулярных линии адресации слов и битов. Технология допускает реализацию с несколькими слоями ячеек. Устройства на базе памяти 3D XPoint предполагаются как для установки в разъёмы для оперативной памяти DDR4 (Шаблон:Iw), так и PCI Express (NVM Express).

Технология Править

Разработка 3D Xpoint началась примерно в 2012 году[2]. Ранее Intel и Micron уже занимались совместной разработкой других типов энергонезависимой памяти на фазовых переходах (PCM)[3]; по сообщениям сотрудника Micron, архитектура 3D Xpoint отличается от предыдущих вариантов реализации PCM-памяти и использует халькогенидные материалы как для селектора, так и для хранения данных в ячейках памяти. Такие материалы быстрее и более стабильны, чем традиционные для PCM материалы, например, как GeSbTe (GST)[4].

В 2015 году отмечалось, что технология «не основана на электронах»[5], а также что используется изменение электрического сопротивления материалов и возможна побитовая адресация[6]. Отмечалось также некоторое сходство с резистивной памяти произвольного доступа, разрабатываемой компанией Шаблон:Iw, но использование при этом других физических принципов для хранения информации[2][7]. Генеральный директор Intel Брайан Кржанич, отвечая на вопросы о материалах XPoint, уточнил, что переключение основано на «объёмных свойствах материала» (Шаблон:Lang-en)[8]. Также заявлялось, что 3D Xpoint не использует изменение фазового состояния материала или технологии «мемристоров»[9].

По данным СМИ, другие компании не представили рабочих вариантов резистивной памяти или памяти на изменении фазовых состояний, которые бы достигли такого же уровня производительности и надёжности, как XPoint[10].

Отдельные ячейки памяти в XPoint адресуются при помощи селектора, и для доступа к ним не требуется транзистор (как в технологиях NAND и DRAM), что позволяет уменьшить площадь ячейки и увеличить плотность их размещения на кристалле[11].

Производство Править

В 2015 году фабрика IM Flash — совместное предприятие Intel и Micron в Шаблон:Iw (штат Юта) — изготовила с применением технологии небольшое количество чипов объёмом 128 Гбит, они использовали два слоя ячеек по 64 Гбит каждый[2][12]. В начале 2016 года генеральный директор IM Flash Ги Блалок озвучил оценку, что массовое производство чипов начнётся не ранее чем через 12—18 месяцев[13].

В середине 2015 года Intel объявила об использовании бренда «Optane» для продуктов хранения данных на базе технологии 3D XPoint[14], а в марте 2017 года выпущен первый NVMe-накопитель с памятью 3D XPoint — Optane P4800X[15].

Оценки производительности Править

В начале 2016 года IM Flash заявила, что первое поколение твердотельных накопителей достигнет 95 тысяч операций ввода-вывода в секунду и с задержками порядка 9 микросекунд[13]. На форум Intel для разработчиков в 2016 году были продемонстрированы PCIe-накопители объёмом 140 ГБ, показавшие в двух-трёхкратное улучшение показателей по сравнению с твердотельными накопителями NVMe на NAND[16].

В середине 2016 года Intel заявляла, что по сравнению с флеш-памятью NAND новая технология имеет в 10 раз меньшие задержки операций, в 3 раза более высокий ресурс по перезаписи, в 4 раза большее количество операций записи в секунду, в 3 раза большее количество операций чтения в секунду, используя при этом около 30 % от энергопотребления флеш-памяти[17][18].

В октябре 2016 года вице-президент подразделения решений для хранения данных Micron заявил, что «3D Xpoint будет примерно в два раза дешевле DRAM, и четыре-пять раз дороже, чем флеш-память NAND» (при равном объёме)[19][20], но ниже, чем у DRAM[21].

См. также Править

Примечания Править

  1. Шаблон:Citation
  2. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок ee1 не указан текст
  3. Intel и Numonyx представили 64 Гбит стекируемые чипы PCM в 2009: Шаблон:Citation
  5. Шаблон:Citation
  6. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок extremetech не указан текст
  9. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок reg1 не указан текст
  10. By Chris Mellor, The Register. «Goodbye: XPoint is Intel’s best exit from NAND production hell.» April 21, 2016. April 22, 2016.
  11. Шаблон:Cite web
  12. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок ana1 не указан текст
  13. 13,0 13,1 Шаблон:Citation
  14. Шаблон:Citation
  15. Шаблон:Cite news
  16. Шаблон:Cite news
  17. Шаблон:Cite web
  18. Шаблон:Dead linkhttps://hubb.blob.core.windows.net/5a741d00-0c8a-45e4-9112-cfe073fe4ed1-published/3fde87a3-3307-485e-8528-2c1f6436d737/MASTC01%20-%20MASTC01_-_SF16_MASTC01_102?sv=2014-02-14&sr=c&sig=QY6WHaQ267MeMFMaYT%2BfUJuBzMTkEwjrsv7%2BCzSr6pY%3D&se=2016-10-09T17%3A50%3A09Z&sp=r
  19. Шаблон:Cite web
  20. Шаблон:Cite web
  21. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок hh1 не указан текст

Ссылки Править

Шаблон:Computer-stub

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики