ФЭНДОМ

Файл:Hyper-threaded CPU.png
Файл:Hyper-threading logo.png

Hyper-threading (Шаблон:Lang-en — гиперпоточность, официальное название — Шаблон:Lang-en2, Шаблон:Lang-en2 или Шаблон:Lang-en2) — технология, разработанная компанией Intel для процессоров на микроархитектуре NetBurst. HTT реализует идею «одновременной мультипоточности» (Шаблон:Lang-en, Шаблон:Lang-en2). HTT является развитием технологии Шаблон:Нп4 (Шаблон:Lang-en), появившейся в процессорах Intel Xeon в феврале 2002 и в ноябре 2002 добавленной в процессоры Pentium 4[1]. После включения HTT один физический процессор (одно физическое ядро) определяется операционной системой как два отдельных процессора (два логических ядра). При определённых рабочих нагрузках использование HTT позволяет увеличить производительность процессора. Суть технологии: передача «полезной работы» (Шаблон:Lang-en) бездействующим исполнительным устройствам (Шаблон:Lang-en).

HTT не реализована в процессорах серии Core 2 («Core 2 Duo», «Core 2 Quad»).

В процессорах Core i3, Core i7 и некоторых Core i5 была реализована сходная по своим принципам технология, сохранившая название hyper-threading. При включении технологии каждое физическое ядро процессора определяется операционной системой как два логических ядра.

Также сходная технология присутствует в некоторых процессорах серий Itanium[2] и Atom[3].

Принцип работы Править

Процессор, поддерживающий технологию hyper-threading:

  1. может хранить состояние сразу двух потоков;
  2. содержит по одному набору регистров и по одному контроллеру прерываний (APIC) на каждый логический процессор.

Для операционной системы это выглядит как наличие двух логических процессоров (Шаблон:Lang-en). У каждого логического процессора имеется свой набор регистров и контроллер прерываний (APIC). Остальные элементы физического процессора являются общими для всех логических процессоров.

Рассмотрим пример. Физический процессор выполняет поток команд первого логического процессора. Выполнение потока команд приостанавливается по одной из следующих причин:

Физический процессор не будет бездействовать, а передаст управление потоку команд второго логического процессора. Таким образом, пока один логический процессор ожидает, например, данные из памяти, вычислительные ресурсы физического процессора будут использоваться вторым логическим процессором[4].

Производительность Править

Преимуществами HTT считаются:

По утверждениям компании Intel после реализации HTT в Pentium 4 и Xeon 2001-2002 года:

  • площадь кристалла и энергопотребление в первой реализации увеличилась менее чем на 5%[5][6];
  • в некоторых задачах производительность увеличилась на 15—30%[7][6]
  • прибавка к скорости составила 30%[8] по сравнению с идентичными процессорами Pentium 4, не поддерживающими HTT;

Прибавка к производительности изменяется от приложения к приложению. Скорость выполнения некоторых программ может даже уменьшиться. Это, в первую очередь, связано с «системой повторения» (Шаблон:Lang-en) процессоров Pentium 4, занимающей необходимые вычислительные ресурсы, отчего и начинают «голодать» другие потоки[9][10].

Шаблон:Обновить

См. также Править

Примечания Править

  1. Шаблон:Cite web
  2. Процессоры Itanium с поддержкой Hyper-threading
  3. Процессоры Atom с поддержкой Hyper-threading
  4. Техническое описаниеШаблон:Ref-en технологии «hyper-threading» на сайте компании Intel.
  5. Hyper-Threading Technology // Intel Technology Journal Volume 06 Issue 01 (February 14, 2002), ISSN 1535766X p.7 " This implementation of Hyper-Threading Technology added less than 5% to the relative chip size and maximum power requirements"
  6. 6,0 6,1 How to Determine the Effectiveness of Hyper-Threading Technology with an Application // Intel, April 28, 2011
  7. Hyper-Threading Technology // Intel Technology Journal Volume 06 Issue 01 (February 14, 2002), ISSN 1535766X p.14: "Measured performance on the Intel Xeon processor MP with Hyper-Threading Technology shows performance gains of up to 30% on common server application benchmarks for this technology. "
  8. Шаблон:Cite web
  9. Керученько Я., Малич Ю., Левченко В.Replay: неизвестные особенности функционирования ядра Netburst // F-center.ru, 2005
  10. Ватутин Э. И., Титов В. С. Особенности реализации технологии «hyper-threading» в процессорах Intel «Pentium 4» на примере выполнения кода разного типа, 2005

Ссылки Править

Шаблон:Технологии CPU Шаблон:Параллельные вычисления

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики